САЙТЫ
ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА
ХУДОЖНИКОВ РОССИИ
 
Сайт
Творческого Союза Художников России -
http://www.tcxp-info.ning.com/
 
Сайт
Молодёжного Объединения ТСХР -
http://tshr.msk.ru/
 
Сайт
Санкт-Петербурского ТСХР - 
http://www.ifaspb.info/
 
Сайт
Самарского 
регионального отделения ТСХР -
http://www.tcx-samara.ru/
 
Сайт
Калиниградского 
регионального отделения ТСХР -
http://www.rucompany.ru/company.php?id_company=210
 
Сайт Палласовской 
районной организации художников
Вро ТСХР - 
http://www.paw-zlobin.narod2.ru/ 
  
Cайт
Творческого Союза художников
Карелии -
http://www.karelia-art.ru/
  
Cайт
Сочинской организации
ТСХР -
http://tshr-sochi.ru/
 
Cайт
Союза художников
Подмосковья -

http://www.shp-beglov.ru/ 

  

Cайт
ТСХ-СИБИРЬ
http://www.ifa-siberia.ru/start

Образ Степана Разина

в творчестве художника-земляка, члена ТСХР

Николая Степановича Васильченко

Экскурсия

                                                                                             «,,, Великие души подобны горным       вершинам. На них  обрушиваются вихри, их обволакивают тучи, но дышится там легче и привольнее… Хоть раз в году совершите туда паломничество. Там обновится Ваше дыхание.

                                                                                 Там Вы почувствуете себя ближе к Вечности…»

                                                                                / Р.Роллан/

 

            Н.С.Васильченко – художник, уроженец с. Коростино, член Творческого Союза художников России с 1999г., лауреат Конкурсов  в Москве -1985г., в Новороссийске- 2000г., участник многочисленных  Республиканских, зональных, областных, районных выставок, обладатель Грамот и Почетных дипломов.  В художественной среде к началу 80-х г.г. он уже известен как талантливый портретист, взыскательный и тонкий колорист, опытный мастер сюжетно-жанровой картины.  Николай Степанович Васильченко в истории культуры края занял нишу  художественного историка прошлого и настоящего малой Родины.

           Мы представляем на суд зрителей  картину   Николая Степановича Васильченко «Степан Разин», которая относится к историческому жанру живописи.

           Разумеется, история России - огромное и благодатное поле для любого исследователя, ученого, писателя, художника. Но не иллюстрация минувшего века  влекла живописца  Васильченко, а возможность посредством истории проникнуть во внутренний мир человека. Думая над прошлым, Николай Степанович разговаривает с нами, современниками, о настоящем и будущем. Его целью было  не только создать произведение искусства, но и показать параллель исторических образов. Этой благородной задаче он и посвятил свою историческую картину «Степан Разин».

    Личность Степана Разина привлекла внимание Николая Степановича в конце 80-х гг. по простой причине: это было время публикации исторических монографий,  некоторых  до сих пор неизвестных читателю, особенно периода походов Степана Разина.  Историческая литература, как и исторические документы, особенно интересны художнику, когда при их изучении скупой язык слова рождает зримые личностные образы. И задача живописца - воплотить эти образы на холсте. Им были прочитаны переизданные без купюр труды Карамзина, Костомарова, Ключевского, Сумарокова, Платонова и ряд других исторических исследований не менее известных историков прошлого, а также художественная литература.  Пристальное внимание художника к личности Разина не было случайным еще по одной причине. Как  объяснял  сам  Николай Степанович: «Улица, на которой я живу, носит имя Разина. Я посчитал, что это не случайно. Да и время конца 80-х начало 90-х гг. чем-то мне напомнило сложное время второй половины 17 века. Какое пассионарное время, время новых вождей, интересных, неповторимых, амбициозных, потрясающих мечтателей. Разин  был народным избранцем,  героем, воспетым  в  песенном, былинном творчестве. О  Стеньке Разине больше 200 преданий, песен только А.С.Пушкин собрал. Чем заслужил он народную любовь? Сейчас тоже появились новые «герои», но останутся ли они в памяти народа и какими? Я хочу показать героя, личность которого меня бы привлекла, поразила и восхитила, повела за собой ».

   В ходе нашего исследования, мы обнаружили карту походов Степана Разина.

   Обратите внимание,  на карте отчетливо видно, что часть нашей области находилась во власти Разина. Село Коростино, где родился Н.С.Васильченко, в 17 веке находилось на территории известном под названием  Дикое поле.  Здесь если не сам Разин, то его казачки прятались в степях, оврагах, каньонах от р. Камышинка до р. Медведица. Хорошо известный нам каньон Пунина балка хорошо просматривается с высоких холмов нашего поселения, особенно с горы Чайхан.  Здесь прятал свои богатства атаман и его казаки. До сих пор ходят легенды  о  спрятанных  кладах, о  сторожевых  стоянках  казаков - разинцев.

   На сюжеты  жизни Степана Тимофеевича Разина живописцы не раз писали свои полотна, а режиссеры  снимали  фильмы.  Он  стал первым русским, о котором на   Западе была защищена диссертация. Увлеченный описанием личности Разина,  Николай  Степанович  искал  натуру  для будущей картины среди своих современников. Кто он Разин: мститель за своего брата, защитник казаков, и всех гонимых и обиженных,  революционер?  К сожалению, документов о народном герое 17 века практически не сохранились. Именно по приказу царя Алексея Михайловича практически  все  они были уничтожены, повествующие. Историки пользовались воспоминаниями,  письмами  иностранцев,  видевших или  слышавших о Разине.  Этому следовал и Васильченко.                                              Что нам известно о Степане Разине?

   Степан Тимофеевич  Разин  родился около 1630 в станице Зимовейская на Дону;  был казнен 16 июня, 6-го по старому стилю, в 1671 г. в Москве.  В народном творчестве - герой под уменьшительным именем Стенька, иногда Сенька.  Родом Степан Тимофеевич Разин происходил из казачьих старшин. Был из старшинских детей Войска Донского. Отец - знатный казак Тимофей Разин, крестным отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев. Уже в юности Степан занимал видное место среди донских старшин. В 1652 и 1661 совершил два паломничества в Соловецкий монастырь. В составе  донских посольств - в 1652, 1658 и 1661 побывал в Москве. Зная татарский и калмыцкий языки, неоднократно успешно участвовал в переговорах с калмыцкими предводителями (тайшами). Разин появляется на страницах истории к 1661 году, когда ведёт переговоры с калмыками от лица казачьего Войска Донского. Он уже авторитетный атаман и действует как один из представителей донского казачества. В 1662-1663 годах Разин командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи. Ему только 33 года. Благодаря своей удачливости и личным качествам, Степан Тимофеевич Разин получил широкую известность на Дону. Словесный портрет Разина составил не раз его видевший голландский парусный мастер Ян Стрейс: "Это был высокий и степенный мужчина  крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью".    ?!?!?!       КАКОЙ СЛОЖНЫЙ  ХАРАКТЕР - ОБРАЗ  не правда ли?

    На характер и умонастроение Разина оказала прямое влияние казнь в 1665 его старшего брата Ивана по приказу воеводы князя Ю. А. Долгорукова за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков. Сам Разин был верен царскому правительству до 1667. Разин признавал, что решился воевать отчасти для того, чтобы отомстить Долгорукому. Начал с того, что перебрался на Волгу, где собрал людей для грабительского похода в Персию. В 1670 отряд Разина превратился в войско. Взяв Астрахань, атаман двинулся к Москве. Повстанцы Разина сражались под черным знаменем и называли себя “казаки”, хотя среди них были и беглые крепостные, и татары. Весной 1770 он возглавил новый поход на Волгу.  Ряды Разина постоянно ширились, в его руках оказалось все Нижнее Поволжье. На карте мы видим территории захваченные Разиным. Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов, Самара. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Но главные силы восставших не смогли взять Симбирск. В 1671 на Дону уже господствовали иные настроения, резко упали и авторитет, и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между разинцами и низовыми казаками. После неудачной попытки восставших взять Черкасск, войсковой атаман Яковлев нанес ответный удар. 16 апреля низовые казаки захватили  в плен Разина и его младшего брата Фрола выдали московским властям. После пыток 6 июня 1671 оба брата были публично казнены в Москве возле Лобного места.

    Художник внимательно вчитывался в характеристики очевидцев. О самом атамане и его походах подробные записки оставили голландский пират, корабельный мастер и писатель Ян Стрейс и немецкий историк Э. Кемпфер. Так, Стрейс, не раз видевший атамана, писал: « Как бы не слыханно этот разбойник ни тиранствовал, все же среди своих казаков он хотел установить полный порядок. Проклятия, грубые ругательства, браные слова, а у русских есть такие неслыханные и у других народов неупотребительные слова, что их без ужаса и передать  нельзя, - все это, а также и блуд, и кражи Стенька старался полностью искоренить».  Но вольное казачество не могло не отвечать жестокостью на жестокость. Мир вокруг них был иным,  чем бы им хотелось. Но казаки все же были менее беспощадны, чем их соседи.  Редкие проявления жестокости во время яростного мщения за бесчеловечные злодеяния неприятелей являлись ответными мерами.  По  мнению историка В.М. Соловьева, у донцов «был свой неписанный кодекс чести, в соответствии с которым они не обращали оружие против женщин и эту заповедь выполняли неукоснительно».

     У другого голландца  Фабрициуса он нашел такую зарисовку: «... этот жестокий казак так почитался подчиненными, что стоило ему только что-либо приказать, как все мгновенно приводилось в исполнение. Если же кто-либо не сразу выполнял его приказ..., то этот изверг впадал в такую ярость, что, казалось, он одержим. Он срывал шапку с головы, бросал ее оземь и топтал ногами, выхватывал из-за пояса саблю, швырял ее к ногам окружающих и вопил во все горло: «Не буду я больше вашим атаманом, ищите себе другого», – после чего все падали ему в ноги и все в один голос просили, чтобы он снова взял саблю...».  

    Знакомясь с литературным материалом,  Николай Степанович прекрасно понимал и не мог не соглашаться с точкой зрения  историков о том, что   сам Степан Тимофеевич, как человек своего времени,  конечно, был жесток.  Он  и  не  мог  быть мягкосердечным,  «человечным»  человеком: такие люди никогда  не становились  вождями массовых вооруженных  народных выступлений,  руководителями великого множества отнюдь не добросердечных людей .  

  Обратимся к  картине  Н.С.Васильченко  «Степан Разин».   

  Писать картину  Васильченко  начал в 1987 году, окончил и выставил ее в г. Михайловке на  своей первой  персональной передвижной выставке осенью  1999 года.  «В самое «смутное» время попал», - говорил Николай Степанович Васильченко.

   «Степан Разин» - произведение, к которому художник возвращался неоднократно (1987; 1991-1996; 1999 – 2000). Николай Степанович  наслушался и сам немало пропел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. 90-ые – время перемен в современной ему жизни. Кто он, новый герой, способный повести за собой народные массы?

   Перед нами - вековой утес с огромными каменными выступами, и почти две трети картины  - Волга и небо. Утренняя тишина над ширью Волги. Волны  сливаются с клубящимися облаками, создавая ощущение бескрайнего простора.  На самом краю утеса  фигура Стеньки Разина. И  выбранной композиции, и размерах  утеса, Разина, Волги и неба, уже кроется вопрос: так ли мощен Степан Тимофеевич? Герой  далек от веселья; крепко задумался глубокой думой,  о чем говорят нам положения и жесты рук: одна , наверняка поднесена к подбородку,  другая вцепилась в пояс. И  дума та легла над всем широким раздольем Волги.

   Художник  отошел от романтических сказаний о Разине, которые не позволяли  сосредоточить внимание на самом  значительном. Разин - вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединивший многочисленные отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

   В картине Васильченко  нет множества лодок, а дана  одна фигура  Степана Разина на крутом каменном  мощном утесе. Коренастая фигура,  он стоит , уверенно, как хозяин открывшегося простора, немного театрально.  Таков действительно его характер, и в то же время - это осанка атамана, привыкшего быть у всех на виду.  Разин знает, что на него устремлены сотни глаз и малейшее его сомнение, нерешительность выведет из повиновения  шумную, неорганизованную толпу.  Тем разительнее раскрытый Васильченко контраст между подчеркнуто  уверенной позой, и  взглядом, обращенным вдаль, от зрителя, со спины мы угадываем взгляд человека, который ищет и не может найти ответа на мучительно важный вопрос.  В этом контрасте угадывается острая тревога человека, взявшего на себя тяжелую ношу ответственности за судьбы многих тысяч пошедших за ним людей. Уйдя в себя,  Разин сосредоточился на одолевающих его мыслях. И то, что он не в силах найти ответ на него и тем утолить свою тревогу, внушает атаману беспокойство, смятение, очень образно выразившееся в глубящихся  облаках, в , словно стеной,  встающих волнах  на горизонте.  О чем же эти мучительные думы атамана? Вряд ли о себе и своей судьбе.  Образ Разина был близок Васильченко, потомку участников казачьих бунтов на Полтавщине,  на Волге, быть может, и в окрестностях  Коростинского поселения.  Сам Васильченко  был человеком демократических убеждений. В своего Степана вложил собственные думы, искания, переживания. Человек, облеченный властью, часто бывает один среди множества знакомых, приятелей, друзей!  Не случайно на картине атаман Степан Разин изображен один. Но, по мнению Васильченко, иначе тогда он не сможет выполнить миссию для множества, а не для немногих. Впрочем, как и сам художник, несмотря на кажущееся  шумное окружение творческой братии.

    Он должен быть один.

    Внутреннее состояние вождя Крестьянской войны подчеркнуто пейзажем. Васильченко  не случайно изобразил своего героя не в активном действии, а неподвижно стоящим  на утесе-великане: художнику важно было передать в первую очередь думы легендарного атамана. Стоит Разин, словно русский богатырь на границе Руси... Что же делает человека  народным героем? Ответ художник нашел для себя  в редкой способности  к самоотречению, к состраданию, к сопереживанию. И только тогда остается герой  в благодарной памяти народа, в песнях,  в  легендах,  в сказаниях. Прекрасно владея мастерством, Васильченко создал картину-песню. Художник нашел особое композиционное и колористическое решение. Полотно не имеет ничего общего с иллюстрацией к песням о Степане Разине. Вместе с тем в картине есть песенное начало.  Волга раскинулась широко и свободно, как песня, на большую часть  пространства картины. Песенный, поэтический характер  картины «Степан  Разина» выражен и в колорите. В безбрежном пейзаже река слилась с небом; ширь и размах  невиданный. И в этом серо –лазорево-  голубом просторе по диагонали  движется  утес,  словно большая сказочная птица, взмахнувшая крыльями над Волгой, по направлению от зрителя в  волжский простор. От этого все в картине приходит в движение. Рисуя Волгу,  художнику удалось создать ощущение приволья.  Она красива мраморно-перламутровыми, глубокими синими,  лазоревыми  переливами красок, воздухом, пронизанным  мягкими утренними солнечными лучами,  как сквозь небесную дымку, общей поэтичностью. Игра восходящих лучей отражается живописными красками на каждом  миллиметре картины. В безбрежном просторе Волги, освещенной  восходом, стоит вековечный утес.  Потрясающая игра света на отшлифованной дождями, снегами, ветром и брызгами волн  поверхности скалы-утеса, фиолетово-голубые тени, рефлексы, светоносность синего неба...  заставляют зрителя вспомнить песенные напевы. Острые каменные сколы утеса  художник прописывает множеством рефлексных мазков холодных и теплых тонов, словно каждый луч восходящего солнца облюбовал свое место на граните утесе. Заиграл гранит переливами.  Степан Тимофеевич стоит  в богатой казачьей одежде,  живописно расписанной художником, словно драгоценными  золотыми нитями,  стоит крепко, широко расставив ноги. Стоит на краю, уверенно, словно ощущая  себя в полной безопасности. Но, стоит,  опустить взгляд вниз … Опасность подстерегает внизу, особенно на спуске по острым как лезвие краям  вековечного  утеса.  Там внизу его далеко не мирная «Голутва», там его предадут и казнят.  И срезанные края утеса словно предрекают его восхождение на Голгофу.  Перед нами слились человек-истории  и  утес–великан, страсти к величию и воле.  Он  соединяет природную и человеческую стихии.           

       Добиваясь максимальной глубины понимания исторического момента, Николай Степанович  множество раз переписывал  Разина. Редактировал даже за  несколько месяцев до своей смерти. Картина нацелена своим сюжетом не в прошлое, а в современность. Васильченко пытается найти связующую времена нить, которая соединила бы крупнейшее выступление народных масс XVII столетия с событиями 90-х гг. XX века Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из его земляков современников – реформаторов начала 90-ых годов. Но  Васильченко  в окончательных вариантах отходит от конкретного лица, и на картинах появляется  личностное, нечто  от самого себя вкладывает  в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей думой Николай Степанович  страдает вместе со своим народом, безгранично верит в его духовные силы.                            

    Как это часто бывает, обилие собранного материала, все многообразие мыслей не укладывались в одно произведение. Множество эскизов,  этюдов, быстрых зарисовок с лиц современников, картин акварель, карандашами, гуашью, предшествующих картине «Степан Разин», отражают настроения  самого художника: то перед нами простой мужик с диковатым взглядом, то вождь, которого приветствуют толпы людей, то он изображен близким толпе, то возвышается над народом, то среди толпы, то одинок…                   

      Работа над таким серьезным  историческим замыслом отбирала  у   художника много сил и энергии. Годами приходилось Николаю Степановичу  держать себя в состоянии творческого поиска, в эмоциональном настрое, бросая и возвращаясь к своему герою..   Глядя, на полотно, невольно вспоминаешь народные песни. Как же печалился народ, потеряв своего атамана. В простых и искренних словах оплакивала смерть любимого атамана казачья «Голутва»:

                    Помутился славный тихий Дон

                    От Черкасска до Черного моря!

                    Помешался весь казачий круг!

                    Атамана боле нет у нас,

                    Нет Степана Тимофеевича,

                    По прозванию Стеньки Разина.

                    Поймали добра молодца,

                    Завязали руки белые,

                    Повезли во каменну Москву

                    И на славной Красной площади

                    Отрубили буйну голову.

   Находились люди, которые уверяли, что на Красной площади был казнен вовсе не Разин, а некий донской казак. «Батюшка Степан Тимофеевич,— говорили они,— жив и скрывается в надежном месте». Обратили внимание, сколько уважения, любви в словах:  «Батюшка Степан Тимофеевич…». Народ не мог смириться с мыслью, что Разин мертв, и выдавал желаемое за действительное. Ведь смерть предводителя Крестьянской войны означала для всех «кабальных и опальных» крушение надежд, отнимала веру  в вольность. И пошла по России гулять  легенда,  что  жив славный атаман  и еще покажет себя князьям  да боярам,  воеводам  и приказным.  Образ  Разина  на  картине Васильченко ассоциируется с излюбленными  героями  устных  повестей и сказов,  Глубоко вошел в сердце художника,  русского человека, потомка полтавских казаков  образ «батюшки Степана Тимофеевича».

   Есть много памятных мест в Поволжье,  связанных с именем Разина, от Волгограда до Камышина и от Камышина до Саратова. Это так называемые Разинские горы выше Дубовки и гора Дурман, где, по преданию, были сторожевые посты повстанцев; это цепочка сел Галка, Щербаковка, Даниловка, мимо которых водная гладь ведет к одному из нескольких известных на Волге утесов Разина.

      Утес (Бугор) Степана Разина, по преданию, находится ниже с. Белогородское  расположен на границе с Волгоградской областью.  Сложен кварцево-глауконитовыми песками сеноманского яруса (100 млн. лет) и меловыми породами турона – сенона  (90 млн. лет). Имеет научное, историко – культурное  значение, Официально признан археологическим памятником природы Саратовской области.

   Глядя на окрестные берега, живо представляешь себе, как некогда плыла вдоль их причудливой линии  флотилия атамана Разина.          

     Художник своей волей, творческим порывом  вернул нас в историю 17 века. И ожил утес, слился с образом народного героя. Перед нами ожила история в художественном воплощении.

    Свой поход в бессмертие Степан Разин продолжает  на полотне  русского художника 20 века, нашего земляка  Николая Степановича Васильченко.  Историческая живопись всегда была едва ли не самым сложным жанром в изобразительном искусстве. Историческая живопись больше, чем исторический сюжет. Идти по этой дороге - честь для всякого таланта. По этой дороге шли великий В.И.Суриков, талантливейший И.Е.Репин, живописец  В.Васнецов и многие другие замечательные русские художники, и среди них наш земляк, художник Николай Степанович Васильченко.

     Это  никак не уход от современности, не тоска по прошлому. Это, прежде всего, разговор художника с современниками, его обращение к человеку, его душе и чувствам.  Мы живем в  одном из мест, имеющих историческую связь с именем Степана Разина,  вождя крупнейшего народного восстания. Сохраняя память о нем, мы бережем то, что не должны утрачивать сегодня: слово отцов, песню матерей, неповторимую нашу историю. И в этом большая заслуга художника-земляка Николая Степановича Васильченко.

 

Специалист  по  развитию  культурно - образовательного  туризма  МАУК  «РДК»   г.Котово       Неборак Галина.

 

 

Фотогалерея

Карта похода Степана Разина

Остальные фотографии на Я.Фотках
картины и художники SafeWeber.ru GlavBoard.ru
ПРОДВИНЬ СВОЙ САЙТ БЕСПЛАТНО.
Arts.In.UA
Конструктор сайтов - uCoz